Всем известно, что упражнения полезны для психического здоровья, но почему именно? Какие факторы, задействованные при занятии физической активностью, спортом и / или упражнениями, приносят пользу для нашей психики? Исследователи из Института Тримбос в Нидерландах полагают, что определенные психологические факторы, связанные с упражнениями, главным образом образ своего тела и социальное взаимодействие, играют важную роль в улучшении психического здоровья.
Авторы, представившие свои результаты в журнале Клиническая психологическая наука (Clinical Psychological Science), поставили своей целью определить, играют ли некоторые психологические факторы, связанные с физическими упражнениями, важную роль в улучшении психического здоровья подростков. В недавнем исследовании было показано, что упражнения помогают людям справиться с тревогой и стрессом.
Карин Моншаувер изучила два объяснения связи между упражнениями и психическим здоровьем:
- гипотеза самооценки – упражнения улучшают внешний вид человека, помогая ему достичь идеального веса и строения тела, что улучшает самооценку и приводит к положительной оценке со стороны сверстников
- гипотеза социального взаимодействия – упражнения подразумевают социальное взаимодействие, командный дух и взаимную поддержку между членами команды и т.п.
Считается, что именно эти два фактора отвечают за улучшение психического здоровья.
Улучшение самооценки и социального взаимодействия — вот два фактора, способные защитить психическое здоровье, благодаря спорту.
Моншаувер и ее команда собрала и изучила данные по более 7,000 студентам-голландцам в возрасте от 11 до 16 лет. Подростков попросили заполнить анкету, с помощью которой оценивались их проблемы психического здоровья, физическая активность, восприятие своего веса, а также участие в организованных видах спорта. Кроме того, они собрали информацию о поле, социально-экономическом статусе, возрасте, проживали ли они дома с родителями, и где они проживали (городской, сельской местности, и т.д).
Авторы обнаружили, что подростки, которые выполняли наименьшее количество упражнений или вообще не занимались спортом, и считали себя либо слишком толстыми или слишком худыми, чаще всего интериоризировали свои проблемы (и развивали тревогу или депрессию) и экстернализировали свои проблемы (или становились агрессивными и начинали употреблять психоактивные вещества).
Они также обнаружили, что участники, которые регулярно участвовали в организованных видах спорта, имели меньше всего проблем с психическим здоровьем.
Исследователи подтвердили гипотезы самооценки и социального взаимодействия. Они объяснили, что восприятие подростком своего тела (слишком толстый, нормальный, слишком худой) и членство в спортивном клубе объясняли взаимосвязь между физическими упражнениями и психическим здоровьем. Эта взаимосвязь по-прежнему присутствовала, после того как они учли еще несколько факторов, таких как социально-экономический статус.
Исследователи подчеркнули, что факторы образа тела и социального взаимодействия, известные как психосоциальные факторы, лишь частично ответственны за поддержание психического здоровья среди подростков, занимающихся спортом. Другие факторы, такие как физиологические преимущества упражнений, также важны. Исследование, проведенное в мае 2012 учеными из университета Вермонта, показало, что упражнения вызывают нейробиологические изменения в самом мозге.
Моншаувер говорит:
«Мы считаем, что эти результаты имеют важное значение для политиков и тех, кто работает в сфере здравоохранения и профилактики. Данные показывают, что физическая активность может быть одним из наиболее эффективных инструментов профилактики психических расстройств в подростковом возрасте».
Авторы говорят, что в будущих исследованиях необходимо наблюдать за участниками в течение более длительного периода, чтобы определить правомерность эти гипотез, и, возможно, роль других факторов в вопросе пользы упражнений для психического здоровья.